развиваем доверие.

С первых дней необходимо развивать абсолютное доверие к тактильному контакту. Побольше касайтесь щенка, поглаживайте, контакт должен быть приятным, не заставляйте и не принуждайте, щенки очень любят общение и скоро малыш будет обожать ваши поглаживания. Тогда можно начинать приучать  к расчесыванию шерсти и подрезанию когтей. Не торопясь настойчиво и аккуратно расчесывайте щенка, заканчивайте ДО того как у щенка кончилось терпение, постепенно наращивая время "терпения" процедур. Повторим -  начинаем с минимального времени, заканчиваем ДО того как щенку надоело, постепенно наращиваем.  Постепенно также приучаем к касанию нами морды и осмотра зубов, к прикосновению к лапам и фиксации их, ко всему тому что может понадобится в жизни.

Первые прогулки и приучение к месту.

 Есть такое заблуждение , что прогулка это некий процесс когда собака бегает, нюхает травку, играет со снегом, проще говоря восторгается миром. Это не так, по крайней мере для овчарки. Для овчарки — улица и прогулка — среда в которой можно взаимодействовать с хозяином в новой системе раздражителей. Конечно присутствует элемент восторга новых запахов и видов, но несомненно, щенок овчарки, хочет видеть реакцию хозяина, хочет знать как поступать в той или иной ситуации. Без получения данных знаний, щенок развивается сам по себе, используя свои умозаключения, не всегда верные, так как есть недостаток информации. Нужно помнить — овчарка селекцией заточена под решение задач вкупе с человеком, кинологический термин такому человеку — Проводник. За неимением таких задач, собака часто выдумывает их себе сама и решает их как может, в соответствии со своими знаниями и возможностями. Проще говоря - «горе от ума», тут они с людьми очень похожи. Прибавим мощь и энергетику этой прекрасной породы и можем представить что разброс возможностей собаки напрямую зависит от нашего внимания, в результате можно получить - от умнейшего существа, ловящего каждый ваш вздох до неуправляемого дурня.

 

Видео - как играть с щенком в добычу тут

Видео - игра в которой учим  ПРИНОСИТЬ ИГРУШКУ

 

ПРОГУЛКА

Взаимодействие с щенком начинается с первой секунды и для собаки — не прекращается вообще, всегда когда собака Вас видит она опирается на Ваши действия, слова, настроение.

Благодаря этому щенок ведет себя правильно, если не во всём, то во многом, но при отсутствии нашего внимания и явного поощрения за это правильное поведение, оно начинает меняться.

Пока отсутствует положительное или отрицательное подкрепление поведения, оно вариативно. То есть щенок пробует различные варианты действий, пока не получит отрицательное или положительное подкрепление, поэтому важно особенно в начале вашего партнерства, подсказывать щенку правильно он делает или нет.

Все важно в этом возрасте, для него это ново, он изучает мир - разные звуки, разные запахи, разные фактуры предметов, лифт, машина, собака, дорога, другие животные, скопления людей, ветеринарная лечебница, и т. д. он все чует, пробует, исследует и запоминает.

Ваша задача — чтоб щенок запомнил как правильно действовать в той или иной ситуации.

Вещи кажущиеся нам обыденными, вызывают у щенка целую гамму эмоций, тут не нужно торопить события, пусть изучает все постепенно и правильно, ваша задача подмечать правильное поведение и положительно его подкреплять, а неправильное действие мы может только игнорировать, ведь наказывать малыша ни в коем случае нельзя.

О наказании поговорим позже, пока что скажу что наказания в принципе не существует в воспитании собак, а инструментом отрицательного подкрепления служит пресекание неправильных действий (исключение возможно продолжить неправильное действие - отвлечь, увести) , либо отсутствие поощрения, либо игнорирование.

Как любое существо — больше всего доверяющего самому себе, изначально, щенок будет думать своей головой просто потому что пока не знает, что вам всецело можно доверять, что вы Умный Лидер.

Умный лидер — это тот, кто не давит авторитетом, а показывает защиту, заботу, адекватность принятых решений и выгоду их же. Защиту особенно! Пусть у вас вырастет грозная овчарка, но пока, месяцев до 12-ти, это всего лишь собачий ребенок.

Поощрением же служит — ласка, доброе слово, еда, игра. В самом начале основное это ЕДА. Доброе слово — будет служить позже, когда с помощью еды, собаки поймут что они конкретно означают.

Слова - МАРКЕРЫ. Это слова которые являются инструментом нашего общения с собакой и взаимодействия. Маркеры есть положительные и отрицательные.

Положительные (можно придумать свои)— хорошо, да, молодец, браво — произносим ласково. Отрицательные — нет, нельзя, ай, эээй — спокойно и строго.

По началу щенок конечно же не знает что это за слова, поэтому положительные идут вкупе с едой и лаской , отрицательные - с игнорированием или пресечением действия (прекратить игру, отвернуться и уйти). Так щенок первое что выучивает, это слова маркеры — чтобы знать довольны мы или нет, чтобы знать правильно он поступает или нет. Важно также  постоянство слов и интонаций, не путать щенка и не ругать ласково и не хвалить строго.

На самом деле интуитивно большинство людей так и воспитывают собак, не прочитав ни одной книжки,  попросту потому что все живые существа в этом очень похожи. Что за слова такие - хорошо и плохо — что щенята, что котята, что детишки — выучивают очень скоро, благодаря положительному подкреплению или отсутствию такового.

  При условии жизни в городе, практически всегда собака на поводке, щенок особенно, так как много рисков, к тому же им можно управлять щенком что позволит быстрее обучить необходимым для жизни в городе навыкам. Таким как чувствовать поводок и не тянуть его, не подбирать с земли и т. д.

На прогулке — проходя оживленные и трудные территории (дорога, двор) собака коротко берется на поводок у левой ноги, при встрече любых раздражителей для собаки, не останавливаемся, продолжаем движение, так вы научите не реагировать на всё подряд. Если щенок упирается, можно взять на руки и продолжаем движение, через пару метров-предлагаем пойти своими ножками. Как правило — большинство предпочитают идти. Если щенок подрос то присаживаемся и подзываем — при контакте глазами (смотри на вас) — сразу отходим, щенок видя что вы удаляетесь побежит за Вами.

Исключение - состояние предельной нагрузки НС когда щенок прекращает реагировать на ваши сигналы совсем, у нее начинается сильная паника  - тут сразу же нужен полный контроль над ситуацией (поводок крепко держим) , щенка обнять и крепко прижать к себе (тут важна ваша невозмутимость, абсолютное спокойствие, никаких нервов!), переждать несколько минут и потом продолжать движение.

Поощряйте всё хорошее поведение какое только подметили, абсолютно всё. Это научит щенка не только правильно себя вести, а еще и опираться на ваши решения, развивает доверие и контактность, укрепляет взаимопонимание.

Чаще происходит наоборот — щенок хорошо себя ведет — мы не замечаем, а что-либо натворит — бежим выяснять. А он только рад, пусть поругали — зато заметили!!!!! Мы думаем что поругали, а наоборот положительно подкрепили поведение. В итоге — получаем неприятное поведение.

Все те неприятности что сделает собака — это ваша вина, недоглядели, не поощрили вовремя другое поведение. А поведение ВАРИАТИВНО, то что мы  не поощрили положительно, для него не важно, можно вести себя и по другому, так будет пока щенок не усвоит что именно поощряется.

Необходимо помнить еще о том, что подкрепление не только исходит от нас, но и от окружающей среды. А также его себе сами устраивают собаки. Беготня, что то нашли и съели, драйв от стычки, драйв от погони за кошкой и т. д. - все это самоподкрепление с точки зрения щенка положительное, но это абсолютно не нужные нам вещи, которые вовремя нужно подметить и пресечь.

Как же в итоге действуем?

Становимся для собаки ВСЕМ. Хлеб и зрелище! Имеем в кармане корм, в другом игрушку, в руках поводок, на другом конце веселого щенка. Тем самым все инструменты — в ваших руках. Тем более, вы сами по себе очень важны — вы защита, забота, друг, авторитет.

Учитывая все это — знайте, если щенок стал что-то искать, подбирать, убегать, искать интересы в стороне, значит что вы мало подсказываете и направляете щеночка, поэтому ему приходиться получать знания самому. Мозг развивается и требует загрузки.

Начиная с того момента когда вы на прогулку одеваетесь и пристегиваете поводок - включаемся в процесс общения и полного взаимодействия.

Выходим из квартиры, подбадривая щенка, разговаривая с ним (он и так рад, пусть видит что вы на одной волне, что тоже рады, запоминание слов и действий) — «ну пойдем гулять малыш, да-да молодец» (щенок выбегает за вами), «хорошо, молодец» ( радуется) , а вы болтаете с ним накладывая хорошие слова на его радостное поведения, создавая сцепку слов-маркеров с настроением.

Подходим к лифту, он шумит-гремит, если это впервые, то возможно щенок пятится назад пытаясь избежать шумного аппарата (портится настроение), вы игнорируете. Лифт открывается, делаем попытку войти и если он заходит — бурно радуемся («хорошо, браво малыш!» Тут можно дать кусочек), если же пятится то молча берем на руки и входим (не меняем своих решений), игнорируем неправильное поведение. Не затаскивать на поводке!!! Не дергать и не тянуть!  Это вызовет недоверие к важному инструменту-поводку! Заносим и как дверь закрылась ставим на пол, скулит-игнорируем, виляет хвостиком или стоит спокойно — радуемся и поощряем.

Выходим на улицу, столкнувшись в проходе с жителями, проходим, не давая щенку принимать решения, упирается - берем на руки несем пару метров-ставим, если тяжелый — поддеваем подмышки/под грудь и ведем его его же ножками без вариантов отвернуться. Либо привлекая внимания подзываем, если на то есть время, возле лифта часто бывает очередь.

По двору, по дороге и т. д. идем на коротком поводке, быстро и уверенно. Если щенок упирается то можно отойти на всю длину поводка (распускаете и идете пусть поводок разматывается) не выпуская из рук. Как правило щенок увидит что вы уходите и побежит за вами, сомневается и стоит, а поводок уже закончился, остановитесь и позовите, Прибежит- похвала и кусочек, не прибежит - подождите. Ему надоест там стоять, прибежит. Тогда кусочек и в дальнейший путь.

Не нужно делать важным именно поход в туалет, мол, сейчас дойдем -сходишь, а там побегаем, нет, важно все, именно все, каждый шаг.

За ближайшие МЕСЯЦЫ собака выучит большую часть знаний необходимых для жизни, это очень быстрое усвоение знаний, в 10 раз быстрее человека, у нее мало шансов повторять и пробовать. Все усвоить нужно быстро, поэтому каждый метр среды с раздражителями - усвоение информации, важное усвоение.

Добились того что щенок на поводке идет за вами, идем и наблюдаем, комментируя действия и подкрепляя. Он будет пытаться бежать вперед - но дернувшись от поводка будет знать что  пространство на поводке ограничено, понадобится некоторое время на  усвоение этого,  но и это все го лишь дело времени. Этот момент на поводке-рулетке вообще не возможно усвоить, поэтому скажем НЕТ поводку- рулетке.

Но уже сейчас начинаем переходя дворы и оживленные места учить ходить рядом, безо всяких команд, развиваем привычку повторением действий, укорачивая максимально поводок , поощряя когда идет спокойно, игнорируя когда рвется, можно наоборот ускорить шаг, давая понять что Ваше намерение двигаться в определенном направлении твердое. Твердость — не сила воздействия физическая, твердость — сила Вашего намерения. Выбираем безопасные места, так как много Вашего внимания сосредоточено на щенке.

Вы должны управлять процессом, то есть не останавливаемся когда щенок увидел бабочку и рванул к ней, а идем дальше, доходим до планируемого места (поляна) и там предлагаем свою «бабочку» - игрушку из кармана. Помните — именно вы решаете куда и когда пойти. Где остановиться и играть, а где пройти мимо. Даже если прохожие засыпают вас комплиментами не останавливайтесь общаться с каждым встречным-поперечным, выберите 1-2 контакта в неделю, это более чем достаточно, щенок вырастет,  умиление прохожих закончится, они начнут побаиваться крупной собаки,  а поведение добродушного дурня несущегося пообщаться с каждым — останется. Но и запрещать не нужно, оттаскивая и поругивая собаку. Собака может воспринять людей как объект опасности (у вас же портится настроение). Я говорила людям "Извините пожалуйста, мы спешим" или "Извините, щенок на карантине".

Первая игрушка это мягкая игрушка из ткани (или джинсовая штанина) и мягкий латексный мяч. К мягкой игрушке привязываем веревочку.

Проходим дворы на коротком поводке не забывая говорить слова-маркеры в нужный момент, иногда давая кусочки — когда хорошо идет и т. д. Довольно таки динамично  общаемся, постарайтесь не вести телефонные переговоры, кроме срочных, стоять общаться с соседями забыв про собаку и т.д.

Время прогулки - полностью посвящается собаке, в таком случае со временем собака понимает разграничение вашего времени  вы дома занимаетесь делами или вы на работе, вас не беспокоить и не ждать ничего, а прогулка-вы с ней, полностью мысленно и тем более физически (делу время-потехе час!). К тому же это позволит Вам лучше подмечать изменения в поведении и настроении и эффективнее обучать своего питомца. Например Вы будете понимать по взгляду собаки о чем он думает (заметил кошку) и перенаправлять намерения до того как он начал действовать. "Кошка? кошка нельзя, вот мяч-да мяч, дааа мячииик, мяч можно,  хорошо!" 

Приходим на полянку на которой есть раздражители, но не близко (длинна поводка). Говорим-гуляй, намеренно сходя с тропы — если щенок сходит в туалет — радуемся сразу, он буквально еще сидит, а вы начинаете хвалить, как правило щеночек уже помнит что бурная радость - значит что дадут кусочек, тем самым сразу побежит к вам и не думая «убирать» за собой, это замечательная  профилактика капрофагии. Сразу двигаемся от этого места, включаемся в игру. Бегать и нюхать травку — это само развиваться, а нам этого пока не нужно. Не нужно до возникновения полного контакта между вами.

 

ИГРА. Перетягивание. Одна из любимых игр для щенка овчарки.

Достаем игрушку на веревочке — бросаем перед щенком, заинтересуется - хвалим словами («хорошо, умница»), если нет и ему брюки ваши поинтереснее, то оживляем игрушку дергая за веревочку, просто идете и за вами волочится игрушка по земле, щенок догоняет — хвалим словами, хватает игрушку зубами - хвалим словами. Когда щенок держит игрушку в зубах создаем маленькое натяжение, вроде бы игрушка сопротивляется и хочет убежать, когда щенок особенно страстно тянет, отпускаем, пусть побежит с ней на длинну поводка и восторженно хвалим особенно если держит и носит, а не бросает, прям хвалим пока игрушка в зубах, если щен рядом еще и гладим по корпусу. Играем динамично без возможности щенку еще чем то заняться, но недолго, вполне достаточно 5 минут.

 

Ходьба быстрым шагом-  Лекарство от всех бед.

Все помнят что волка ноги кормят, а собаку ноги спасают от хандры!

Поиграли потом еще ходьба- идем с щенком на коротком поводке на другую полянку, газончик и т. д. Ходить нужно пожалуй даже больше чем играть по времени. Следование важный момент для щенка, именно в это время щенок учится отслеживать вас всегда, что никогда не потерять. У вас что-то с щенком не получается-просто пройдитесь 5 минут, успокойтесь, не обязательно быть «рядом», нахождение собаки — насколько близко рядом она должна идти зависит от среды и от команды, пока у нас нет команд (рано!) поэтому если опасно - коротенько рядом, безопасно, пусть 1.5 метра бежит побоку, просто идем и гуляем. Куда не важно, можно по кругу подлеска, можно туда-обратно по кварталу, по дворам, по парку. А  еще и очень полезно для обоих. С самых первых дней - при пристегивании щенка на ошейник, когда идем, поощряем "провисший поводок". Задание простое - идете с щенком, он любопытен и тянет в разные стороны, то тянет то возвращается к вам или ждет вас, а вы подмечайте моменты когда поводок ослабляет натяжение и положительно подкрепляйте ( поначалу - слово и кусочек, потом  можно просто словами , а кусочки за прогресс).

 

Пробуем себя в качестве дрессировщика.

Никаких команд! В этом возрасте мы ничего не требуем от собаки вообще, просто «пробуем » реакции щенка, учимся своевременно поощрять, учимся двигаться правильно, чтоб кусочки не выпадали с рук, чтоб рука в правильной позиции, чтоб суметь сделать все достаточно быстро.  Иногда даже следует сначала потренироваться без щенка, да-да, на учебных курсах  часто  используют сначала плюшевые игрушки ))) И после того как вы осознали как именно двигаться, поворачиваться или нет, в каком положении ваша рука/нога, удобно ли на этом месте сумочка с лакомством, после того как все отладили, начинаем заниматься со щенком.

На прогулке, погуляв минут 10, начинаем занятие, направленное на развитие мышечной памяти и внимания.

Распускаем поводок , пусть в вашей руке будет кончик, а у щенка 3-5 метров свободы действия. Можно для свободы рук прикрепить карабином к своему поясу (только пока щенок мал!). Держа несколько кусочков в кулаке (потренируйтесь пальцем по одному выдавать из кулака), «цепляем» нос щенка на кулак и не давая отрываться, но без спешки, совершая движение от носа назад вдоль головы (хотим чтобы щенок сел)  и как только попа касается земли выдаем кусочек, никуда не давим не нажимаем, не тянем - не касаемся ни собаки ни ошейника, только собака носом касается руки. Далее, не останавливаясь спускаем кулак вниз между лап (чтоб щенок лёг) и как только локти коснулись земли — дать кусочек, потом чтоб встал надо верх руку поднять остановив под подбородком вынуждая встать-кусочек. Потом делаем простые повороты, ведем кусок в одну сторону от носа к попе, он сначала согнется - потом и развернется — кусок, потом в другую сторону. Проговориваем хорошие слова когда у нас получается . Раза три повторить действие вполне достаточно, это всего минуты три!!

Пока ни просим у щенка ни секунды выдержки — даем кусочек еды  как только действие свершилось - в ту же секунду.

Потом идем с щенком, ведя «на кулаке» его рядом с собой, ваш локоть параллельно земле и под ним параллельно же корпус щенка, голову он задерет наверх, может крутиться, поправлять руками щенка не нужно, просто идем и ждем из вариантивности действий  тот момент, когда корпус попадет в планируемое нами место ( у вашего колена) -  просто идем не останавливаясь, каждый раз когда корпус в правильном положении, нужно выдавать кусочки, примерно метра три, потом поворот-кусочек сразу как повернули, потом еще метра три и достаточно, остановились, завели кусок за голову чтобы сел-дали кусочек. Хвалим и говорим гуляй. Достаем игрушку и пару минут играем.

Для начала этого вполне достаточно и по физической и по умственной нагрузке.

 

Дома когда пришли с прогулки — заводим и сначала сажаем щенка кусочком (вдоль носа назад) и как только попа коснулась пола сразу говорим — гуляй (освобождая), так как для выдержи еще рано, но именно мы инициаторы когда ему разрешено пройти дальше в дом. Это чтоб закрепить действие остановки в прихожей, в последствии если нужно мыть лапы, этот элемент необходим. Не торопим события, месяц-два это просто посадка и сразу отпуск.

Команды, выдержка и прочее будет позже и лучше их разучить уже на дрессировочной площадке, начальный курс называется «воспитание щенка» принимают туда с 3-х месяцев, продолжительность  около 12 занятий, периодичность — 1 раз в неделю. Я считаю для щенка овчарки это самый важный курс, если ждать взрослого курса можно многое упустить и придется переучивать, опять же именно в этот период идет активное развитие мозга, да и просто развивается любовь к взаимодействию, легко усваивается информация, легче и вам обучать, щенок доверчив и «глядит в рот», просто ловит Ваши предложения, в отличии от подростка у которого бушуют гормоны и уже завелась пара неприятных привычек, курс воспитания щенка даст Вам все инструменты для приятной жизни, Вы там научитесь учить и понимать собаку  и Вам вполне возможно не нужен будет «взрослый» курс, если Вы не желаете участвовать в соревнованиях.

 

МЕСТО.

После прогулки - у нас кормление, накладываем еду в миску и идем вместе к месту собаки (лежанка, клетка,бокс,вольер). Щенок скорее всего  бежит за вами и радуется, пусть, идем и  ставим миску внутрь места (кормим не на кухне, а на месте собаки!).

Через некоторое время, примерно через 2 недели-месяц щенок запомнит что миска всегда ставится на месте , ставится в само место (на лежанку, в клетку, в вольер) и начнет бежать опережая вас и ждать там,  или же бегать от вас до места и обратно к вам, в момент когда он бежит вперед вас к месту-говорим "место!хорошо!", но сразу замолкаем если уже бежит обратно к вам, стандартно доходим с миской до места и  ставим,  так тоже будет продолжаться какое то время. Изо дня в день одно и то же.

Когда щенок делает это уже всегда (вперед вас бежит до места)  и иногда уже остается там вас ждать начинаем вот что делать :

1) стандартно берем миску и говорим "место!" - щенок бежит, остается там - мы доносим миску и бурно хвалим.

2) стандартно берем миску и говорим "место!" - щенок бежит на место, но делает попытку вернуться  к вам - в этом момент,  как только он делает хоть шаг вашу сторону, хоть даже остановку, мы  останавливаемся и стоим держа миску, щенок опять попытается бежать на место провоцируя миску скорее оказаться рядом и вы опять идете, но если он поворачивается и делает шаг к вам  или останавливается не добежав до места - вы опять останавливаетесь. Так он поймет что своим возвращением  или остановкой - отдаляет кормежку и научится оставаться на месте дожидаясь там. САМ и с удовольствием. Домик для собаки - место святое, негатива быть связанного с этим моментом быть не должно ! Кормежка и домик - личное пространство собаки!  Поставили миску с едой - не забирайте и не лезьте к собаке, запретите это делать и детям. Но тем не менее для удобства, для комфорта семьи приучайте полному доверию - чтоб разрешал миску забирать и еду (с комфортом для собаки). Я вначале научения ПОДКЛАДЫВАЮ собаке еду в миску, так какое то время - когда собака будет воспринимать с комфортом мою руку рядом, ведь это выгодно, я меняю ситуацию  подкладывая большой кусок - маленький забираю и бурно хвалю словами за отсутствии реакции! Также это важно и в процессе обучению собаки находиться на месте. Никогда не ругайте собаку если она на своем месте, она имеет право на свое личное неприкосновенное пространство.  

Выдержке-оставаться на месте какое время, обучаем с 4-х месяцев. Обучается это отдельным элементом, потом уже собирается в комплекс - пойти на место и остаться там на время.

Не торопитесь усложнять задачу! НИКОГДА не пытайтесь повысить планку задачи если поведение вариативно, только когда стабильно, минимум  8 раз из 10, иначе все насмарку. Это как заниматься Высшей математикой не окончив среднюю школу.